суббота, 9 февраля 2013 г.

кузнецов виталий кызыл о выборах

Впрочем, как известно, бывали и исключения, когда в результате выборов к власти приходили явно не те, кто мог бы считаться эффективным менеджером или политиком, и являлся, по сути, «случайным человеком». В Сибири это прежде всего феномен избрания губернатором Алтайского края артиста Михаила Евдокимова в марте 2004 года. Евдокимов хотя и был популярен среди населения, но понятно, что эффективно управлять регионом не

Приведем примеры. Один из самых ярких, пожалуй,P победа в декабре 1995Pгода на выборах главы Новосибирской области отстраненного Борисом Ельциным Виталия Мухи (который после госпереворота 1993 года и своего увольнения работал в новосибирском банке «Левобережный») над «назначенцем» Иваном Индинком. Губернатором Эвенкии в 2001Pгоду был избран генеральный директор компании «ЮКОС РМ» Борис Золотарев. Но наибольший эффект с точки зрения руководства регионом принесли выборы 2002 года в Красноярском крае, в результате которых губернатором стал выходец из «Норильского никеля» Александр Хлопонин (в том году он как представитель новой волны во власти был признан человеком года по версии журнала «Эксперт»). И даже если региональные бизнес-элиты не побеждали в губернаторской гонке, то по крайней мере заявляли о своем существовании и о своих претензиях. Таким образом, региональные администрации получали, по сути, обратную связь от работающих на подведомственной территории предприятий. Так было, например, на выборах 1996 года в Читинской области, когда недавно назначенный главой региона Равиль Гениатулин всего лишь на 8% обошел генерального директора ОАО «Читаэнергострой» Ярослава Швыряева.

Индекс избираемости глав субъектов СФО

С другой стороны, следует признать, что в краткий период выборности глав регионов существовал механизм, при котором руководителем региона мог стать человек, ничем не обязанный федеральному центру. Другими словами, региональные элиты могли самостоятельно решить, кто и когда пойдет от них на выборы. ИPэтот механизм «выбрасывал» в высшие эшелоны региональной власти совершенно новых для нее (власти) людей. Главой региона мог стать и тот, кто был неугоден Москве, но имел поддержку в регионе. Уже двух этих факторов достаточно, чтобы оценить, насколько разительно сегодняшняя ситуация отличается от региональной политики образца 1990-х.

Впрочем, и во время существования выборности глав регионов особенных сенсаций в Сибири не происходило. Так, в 1993 1994 годах главами Красноярского края и Иркутской области были избраны «президентские назначенцы» Валерий Зубов и Юрий Ножиков соответственно. На выборах президента Бурятии в 1994Pгоду победил тогдашний председатель Верховного совета республики Леонид Потапов, в следующем году в Омской области выборы выиграл представитель тогдашней правящей партии «Наш домP Россия» Леонид Полежаев, руководивший регионом с 1991 года, а в ТомскойP также назначенный Ельциным главой администрации в 1991 году Виктор Кресс.

Другие регионы в течение первой постсоветской пятилетки, по всей видимости, сомневались в необходимости выборов. ВPпериод с 1991-го по 1996 год большинство региональных глав в Сибири оставались «назначенцами» тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина. Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд России, рассматривая запрос главы администрации Алтайского края о конституционности некоторых положений краевого устава, признал, что глава региона не может назначаться Законодательным собранием, но должен избираться напрямую населением. Кстати, когда в 2004 году Госдума приняла закон об отмене выборов губернатора, о неконституционности этого положения говорили многие, но о том, что ранее это уже официально признал Конституционный суд в своем Постановлении 2-П в январе 1996 года, решились вспомнить далеко не все.

Первые выборы глав регионов были проведены в Москве и Санкт-Петербурге 12 июля 1991 года одновременно с выборами президента РСФСР. Эту дату следует считать начальным этапом демократических процессов в региональной власти (неPсчитая выборов народных депутатов, которые, по сути, не могли существенно повлиять на экономику и политику на местах). Первые выборы главы сибирского региона состоялись 15 марта 1992 года в Республике Тыва. Это объясняется, конечно, не развитостью гражданского общества и демократических процедур в отдаленном и депрессивном регионе, а региональным сепаратизмом, который Тува переживала тогда наряду с Татарстаном, Якутией и другими национальными республиками. В результате тех выборов, на которых президентом республики стал Шериг-оол Ооржак, начались вполне реальные центробежные процессы: республика провозгласила суверенитет, отменила верховенство федеральных законов над местными. Вернуть регион в орбиту влияния центра удалось только после отставки Ооржака, случившейся в 2007 году.

Для того чтобы понять, что потеряла регио]нальная политика с отменой выборов губернаторов, необходимо вспомнить, что эти выборы давали местному сообществу и власти. ОговоримсяP в полной мере почувствовать вкус реальной региональной демократии субъекты РФ все же не успели. Прежде всего потому, что история региональных выборов в России началась в 1991 году, а закончилась в 2005-м. И понятно, что в этот не самый стабильный и честный период для политической и экономической жизни страны оттачивать прозрачность избрания местных начальников было непросто, а в некоторых регионах (например, в Туве или Татарстане) и вовсе невозможно. Да и за столь краткий период выборности глав регионов смениться успел далеко не весь губернаторский корпус.

Кризис легитимности

Все этоP не подарок, а вызов для регио]нальной политики. ОсобенноP в тех регионах, где поле оказалось полностью зачищенным. Остались ли там персоны, способные претендовать на большие посты? Насколько зрелыми окажутся местные элиты, ведь на кону будут стоять не клановые интересы, а вопросы развития территорий. Все эти вопросы остаются открытыми. И мы не знаем на них ответов. Но своим долгом считаем их обозначить.

С одной стороны, свой шанс получат и сами политики, особенноP оппозиционные, до сих пор просто не имевшие возможности занять свое место под солнцем (исключениеP кировский губернатор Никита Белых). С другойP возможность отыграться получит и местный бизнес, последние годы практически вычеркнутый из сфер влияния. Ведь все решения с 2004 года принимались в Кремле, мнение местных бизнес-групп при этом чаще всего игнорировалось. Теперь они смогут как минимум нарастить свое влияние и даже попытаться продвинуть на весомые посты своих кандидатов.

Вот уже несколько месяцев по стране бродит призрак возрождения региональных выборов. Формально это пока лишь законопроект, прошедший первое рассмотрение в Государственной думе (и отложенный для повторного чтения на конец апреля), и связанные с ним заявления президента и председателя правительства. Узкое проявление этих процессовP рост бизнеса политтехнологических компаний. Они уже отмечают увеличение спроса на свои услуги. Особенно со стороны регионов. Но гораздо более важно то, что возврат к выборам губернаторовP пусть даже в ограниченной форме, с «президентским фильтром» или чем-то ещеP обернется пробуждением реальной региональной политики.

Возрождение выборов губернаторов приведет к активизации региональной политики и выходу из тени местных бизнес-структур. А большинство действующих сибирских губернаторов рискуют остаться за бортом публичной сферы

Фото: Виталий Волобуев

В результате возвращения губернаторских выборов в региональную политику могут прийти неожиданные фигуры

Возрождение выборов губернаторов приведет к активизации региональной политики

Возрождение выборов губернаторов приведет к активизации региональной политики

Комментариев нет:

Отправить комментарий